Электромотоцикл – мотоцикл будущего

После появления в 60-х годах первых прототипов двухколесных конструкций, названных позже мотоциклами, начался активных поиск двигателей для них. В роли мотора производились попытки установить паровые машины, дизельные и бензиновые поршневые и роторные, оппозитные и V-образные ДВС. Несмотря на солидный период эксплуатации двухколесных машин, серьезных намерений оснастить ее электродвигателем не наблюдалось, по крайней мере, на уровень серийных изделий ни один из производителей мира свои модели не вывел.

Разработка мотоциклов велась в направлении создания более мощных и экономных бензиновых двигателей, а электромоторы устанавливались на менее мощные городские мотоциклы — скутеры. Рассчитанные на недалекие поездки по хорошим дорогам с небольшой скоростью, скутеры не требовали высокой емкости аккумуляторов, быстроты разгона и динамики. Но для мотоциклов этих качеств электротяги было явно мало.

Первые модели электромотоциклов

Серьезные попытки создать настоящий мотоцикл на электроприводе были предприняты в начале 2000-х, если не считать моделей отдельных энтузиастов, которые строились еще с 70-х годов прошлого столетия в единичных экземплярах. В 2009 году один из таких мотоциклов — Siemens Smart Chopper был представлен американской компанией Orange County Choppers, специализирующейся на сборке эксклюзивных мотоциклов на заказ.

Электромотоцикл с колесной базой в 300 см весил 160 кг и был оснащен электродвигателем мощностью всего 27 л.с. Односкоростная трансмиссия обеспечивала движение со скоростью до 160 км/ч (водитель, без пассажира). Запас хода становил 100 км, для полной зарядки аккумуляторов (от сети 110 В) требовалось около 5,5 часов.

Мотоцикл создавался американскими инженерами по заказу компании Siemens, намеревавшейся таким образом создать рекламу своей электротехнической продукции. В конструкции мотоцикла использовались системы зарядки и управления мощностью именно этого бренда. Мотоцикл был создан в единственном экземпляре и долгое время эксплуатировался в целях рекламы «зеленой» энергетики и защиты окружающей среды от влияния ДВС. Оригинальный дизайн мотоцикла привлек внимание широкой публики и стал началом развития эры полноценных мотоциклов с электромоторами.

Ранние модели от компании, например, Lawless Electric Rocket или Mavizen TTx02, а также мотоцикл с электродвигателем в 65 л.с. Agni Z2 создавались как концепты и строились в одном, реже нескольких экземплярах и предназначались для рекордов скорости, рекламных акций и отработки инженерных решений.

Серьезное намерение поставить электробайк на конвейер предприняла компания Harley-Davidson, модель LiveWire поступает в продажу в этом году. Прототипом послужил Project LiveWire, появившийся еще в 2014 году. Первая модель обладала запасом хода в 100 км при скорости до 150 км/ч. В процессе конструктивной доработки, мотоцикл получил впечатляющие характеристики — разгон до 100 км/ч за 3,5 с, запас хода в 177 км и скорость свыше 160 км/ч. Из особенностей модели:

• электродвигатель на постоянных магнитах;

• низкий центр тяжести;

• два аккумулятора — тяговый и для электросети;

• сенсорный дисплей;

• система постоянного контроля заряда.

Из серийных электробайком привлекает внимание французский Essence Motorcycles, оснащенный двигателем в 80 кВт, поражающий оригинальной внешностью и скоростью, американский Essence Motorcycles футуристического дизайна, Redshift SM от компании Alta Motorcycles, Zero SR, Ego от итальянского бренда Energica.

Пока электромотоциклы дороже своих бензиновых собратьев, как и электромобили. Но перспектива очевидна, вскоре они вытеснят с трасс практически все модификации мотоциклов и квадроциклов, благодаря появлению новых типов двигателей и аккумуляторов, над которыми усиленно работают практически все бренды.